Барельефы

Барельефы


Барельефы

Рис. 33.

До сих пор разговор шел о выпиливании, в результате которого получались ажурные изделия. Но не менее интересна и рельефная обработка древесины — кусков дерева, фанеры. Правда, здесь одним лобзиком и шлифовальными шкурками не обойдешься.

Понадобится еще и острый нож с косым лезвием (нож-косяк), и стамески: плоские, желобчатые, трехгранные (ширина их от 3 до 10 мм) и чеканы (рис. 33, а, б, в, г,д, е). Стамесками будешь вырезать различные углубления и закругления. Прежде чем делать углубление, нарежь ножом волокна дерева вокруг намеченного места. Еще лучше вместо надреза выбрать небольшой желобок глубиной и шириной 1 мм, иначе при образовании углубления верхние слои материала за линией надреза могут отколоться и испортить всю работу.

Желобок выбирай стамеской, имеющей трехгранное сечение, вдоль волокон дерева. Резцом целесообразно пользоваться и при отделке деталей, когда нужно выбрать небольшие углубления (например, изображение ствола старого дерева). Канавки, которые должны быть расположены под углом к волокнам дерева, выбирай ножом с косым лезвием, иначе будут оставаться большие заусенцы. Острые углы деталей также удобнее всего обрабатывать этим ножом.

Отделывать фон и наносить узоры на фанеру будешь чеканами — стальными стержнями с круглым, квадратным или треугольным сечением. Один конец такого стержня должен иметь штриховую пли точечную насечку. Этот узор останется на дереве, если по приставленному к нему чекану слегка ударить молотком. Так же, как для выпиливания, понадобятся вспомогательные инструменты — шило, дрель, напильники и надфили с плоским, круглым и полукруглым сечением. Однако пора приступать к работе. Как получить объемный рисунок? Вначале выпили обычным способом детали изделия, а затем наложи их одну на другую в несколько слоев. Вот и получится рельефное изображение.

Барельефы

Перед тобой рисунок простейший, но в то же время очень выразительной маски (рис. 34, а). Состоит маска всего из двух деревянных деталей: первый слой — лицо, напоминающее «редьку хвостом вверх» (рис. 34, б), и второй слой — лоб и нос (рис. 34, в). Бороду сделай из пеньковой веревки, которую прошнуруй через специально высверленные вдоль нижней кромки «лица» отверстия. Так же получишь глаза, продев через отверстия кусок веревки.

Само собой разумеется, что верхний слой надо наклеить на нижний, лицевую и боковые поверхности отшлифовать и затем отлакировать. Кромки предварительно закругли ножом или стамеской. Рельефность также можно создать частичным врезанием одной детали в другую. Для этого в детали, которая представляет собой нижний слой, надо вырезать пологое углубление («на конус») и также «на конус» сточить нижнюю поверхность верхней детали. Затем, вставив верхнюю деталь в углубление, приклей ее к нижней,

Барельефы

Попробуй сделать рельефный цветок мака (рис. 35). Он будет состоять из четырех слоев. Прежде всего переведи на гладкую, зачищенную стеклянной шкуркой поверхность фанеры задний план рисунка, т. е. ту его часть, которая будет представлять первый, самый нижний слой изделия (рис. 35, а). Сразу же пунктиром переведи на этот план и контуры следующего слоя (рис. 35, б), чтобы было ясно, куда его приклеить. Второй слой переводи на материал с обозначением лепестков и всех линий рисунка, необходимых для выпиливания и отделки (рис. 35, в).

Кроме того, пунктиром обозначь место расположения третьего слоя т центральных лепестков, Переводя третий слой во всех его подробностях, не забудь пометить пунктиром контур расположения маковки цветка (рис. 35, г). И, наконец, переведи на фанеру рисунок самой маковки. Затем выпили все детали и приступи к их обработке. Начни со второго слоя. В центре его детали по изображенному пунктиром контуру для третьего слоя выбери углубление (рис. 35, д). Наружные края лепестков закругли. Середину лепестков оставляй выпуклой. Прямые линии вырежь небольшими канавками, не более 1 мм в ширину и глубину. Заходящие края лепестков сделай ниже. Это создаст впечатление рельефности их, в третьем слое вначале отпили два верхних лепестка и сделай их потоньше. Верхней части оставшихся двух лепестков придай выпуклость, для чего сними с них там, где по рисунку они должны быть загнуты, небольшой конус.

По черточкам вырежь канавки. Маковку цветка выпили с таким расчетом, чтобы она не выходила на загнувшуюся часть лепестков третьего слоя. Все детали отшлифуй шкуркой, покрась, склей (рис. 35, г) и покрой лаком. Если при соединении деталей получаются просветы, заделай их небольшими клиньями из фанеры. Клинья вставляй на клею. Когда клей высохнет, оставшиеся концы клиньев обрежь и отшлифуй эти места. Потеки клея осторожно удали стамеской или ножом, иначе эти места не поддадутся лакировке.

Если барельеф цветка получился, считай, что первые уроки ты усвоил успешно. Можешь приступать к более сложным работам. Неплохо научиться делать барельеф пионерского значка. Он пригодится и при оформлении пионерской комнаты в школе и пионерском лагере, и на первомайской демонстрации. Таким способом можно сделать много других полезных вещей: шкатулку для различных коллекций, папки для гербария, настольную подставку для книг, письменный прибор с календарем, настенные полочки для книг, и цветов.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


1 Comment

  1. Для барельефа по дереву хорошо подходят мягкие сорта дерева. Полученный барельеф можно покрыть легким слоем воска

Comments are closed.