Чеканка

Чеканка


Тук-тук, тук-тук стучит по стальному прутку молоток, и на листе металла постепенно проступает узор. В хитросплетениях орнамента удивительно чисто змеится линия рисунка. Это и есть знаменитая грузинская чеканка. Художественная чеканка — один из самых увлекательных и интересных видов обработки металлов, и занимаются им не только в Грузии. За многовековую историю развития этот вид декоративного искусства приобрел большое разнообразие: чеканка применяется при создании больших, многометровых произведений — панно, барельефов, украшающих современные архитектурные ансамбли, в то же время техникой чеканки пользуются ювелиры, выполняя миниатюрные украшения, размеры которых не превышают нескольких миллиметров.

С чего начать тебе? Скорей всего с простых плоских работ с несложным рисунком и сравнительно невысоким рельефом. Они не должны быть ни слишком большими, ни слишком миниатюрными. Это могут быть поднос с невысоким краем, переплет альбома для марок или значков, настенный барельеф, накладки на деревянную шкатулку, значки, памятные медали, кубки.

Важную роль в чеканке играет материал. От его выбора во многом зависит выразительность изделия. Для чеканки употребляют медь, латунь, алюминий. Медь и латунь должны быть в виде листа толщиной 0,4—0,8 мм. Годится и очень тонкий лист (0,25— 0,30 мм) из мягкой малоуглеродистой стали.

Отрезанный кусок меди равномерно прогрей докрасна, а затем быстро остуди под струей холодной воды. Это называется отжигом. Латунь и сталь после нагрева должны остывать медленно. После отжига металл становится более ковким, с ним легче работать. Алюминиевые сплавы можно не отжигать.

Для работы понадобится резиновый коврик, небольшая плита из свинца, стали или дерева. Кроме того, сшей из плотной материи мешочек размером 120X120 мм, засыпь туда чистого песка и плотно прошей, чтобы песок не высыпался. Мешок будешь подкладывать под обрабатываемый лист в качестве подстилки.

Инструмент — ножницы по металлу, шило, плоскогубцы, молотки металлические с плоским и круглым бойком, деревянный молоток.

Понадобится еще сапожок. Им будешь работать на тонком металле (0,25—0,3 мм). Обточи, закругли клиновидное лезвие от перочинного ножа. Рукоятка его должна быть из твердого дерева, удобная.

Чеканы приобретают в хозяйственных магазинах. Переведи понравившийся рисунок на чертежную бумагу. Клеем прикрепи ее в нескольких точках к металлу. Заготовка должна быть больше поля рисунка на 20—30 мм.

Теперь положи металлический лист с наклеенным рисунком на резиновый коврик. Аккуратно, не спеша, чтобы не прорезать ни бумагу, ни металлический лист, переведи рисунок, продавливая шилом или кончиком сапожка ряд точек по контуру рисунка. Отклей бумагу и положи заготовку на коврик так, чтобы она оказалась лицевой стороной вниз.

Начни поглаживать металл рукояткой сапожка, продавливая поверхность внутри контура рисунка так, чтобы она стала вогнутой. Разумеется, с лицевой стороны она будет выпуклой. Время от времени переворачивая заготовку, проверяй результаты своей работы.

Металл толщиной свыше 0,3 мм не удастся так просто выдавить. Здесь придется перенести рисунок на металл с помощью копировальной бумаги, а затем по контуру слегка пробить пунктир канфарником, чтобы рисунок не стерся.

Воя дальнейшая работа состоит в том, что молоточками и чеканами вытягивают отдельные участки металла, добиваясь получения объемного, рельефного рисунка. Для этого лист с нанесенным рисунком положи лицевой стороной вниз на мешочек с песком и с обратной стороны выстучи участок внутри контура рисунка. Где должна быть большая выпуклость, наноси больше ударов. Обращайся с металлом осторожно, старайся не порвать его. Чекан держи тремя пальцами левой руки: большим, указательным и средним пальцами опирайся на обрабатываемую поверхность, мизинец остается свободным. Чтобы рука была подвижной и маневренной, локоть оставь на весу.

Переверни лист лицевой стороной вверх и с помощью тех же инструментов опусти металл вокруг фигуры — чеканка станет более рельефной.

Теперь, когда фигура выделена из фона, можешь перейти к фактурной отделке, т. е. обработке поверхности соответствующими чеканами. Для этого положи изделие на стальную плиту или деревянный брусок обратной стороной вверх и подобранным чеканом пробей поверхность фигуры. Затем изделие переверни и проработай фон. Фактура фона должна быть зернистой, мельче, чем фактура фигуры, тогда чеканка получается выразительной и прекрасно поддается тонированию.

Этот процесс называют камфарной. Выполняя камфарку, старайся одновременно осадить, выровнять искривившуюся поверхность изделия. Закончив камфарку, аккуратно отбортуй кромки изделия, т. е. загни их назад. Проследи, чтобы отбортовка получилась ровной. Это придает работе аккуратный и законченный вид.

Теперь остается окончательная отделка изделия: чернение, полировка, высветление. Как это сделать, ты уже знаешь. Чернение и полировка очень украшают чеканку. Готовую чеканку прикрепи к пластинке из дерева или фанеры, предварительно обработанной огнем или протравленной и отполированной, словом, подготовленной так, чтобы чеканка красиво с ней сочеталась.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


1 Comment

  1. Чеканка это самый древний вид искусства. Сколько знаменитых работ делают «чеканщики из лагуны»! Залюбуешься!

Comments are closed.