Излечивает гнев и заполняет время

В последнем разделе остановимся на влиянии занятий искусством, в данном случае графикой, на психическое и физическое здоровье человека.

Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребенок начиная с 2—3 лет и до подросткового возраста с упоением рисует. Не думаем, чтобы вы были исключением из общего правила. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Рисуют даже запахи. Но к подростковому возрасту увлечение это проходит, и верными рисованию остаются лишь

единицы.

К сожалению, мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на всю дальнейшую жизнь человека. Но в то же время исследования ученых все чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры, до времени творческие наклонности.

Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, и на его физическое здоровье. Вот хотя бы такой пример. О том, что целый комплекс геофизических факторов влияет на наше самочувствие, постоянно напоминают нам публикации в газетах и журналах, передачи по радио и телевидению. Накануне неблагоприятных дней медики рекомендуют после вечерней прогулки заняться рисованием. А почему бы не заняться графикой? Выполнить пейзаж или натюрморт в технике монотипии или водяной печати? Главное, чтобы цвета были яркими, солнечными, советуют ученые, а этого легче достичь при работе с красками, а не карандашом или тушью.

Яркие насыщенные цвета увеличивают функциональную активность правого полушария головного мозга и помогают ускорить переключение обменных процессов в организме.

Не случайно в современной медицине все большее распространение получает наряду с фитотерапией термин «арттерапия», или «изотерапия». Речь идет о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново проживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу.

Воспроизводя свои чувства, он может и откорректировать свое отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции. В этом и заключается способность занятий живописью или графикой помочь человеку освободиться от гнетущих мыслей, или, как сейчас принято говорить, «снять стрессовое состояние», под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную обстановку.

Вот что рассказывает о своих занятиях живописью Джуна Давиташвили. Живописью она начала заниматься сравнительно недавно и в процессе занятий «открыла» в себе незаурядного, оригинального художника:

— Занятия живописью дают возможность переключиться с дневных забот, сосредоточиться совсем на другом, найти новые способы общения с природой, с ее таинствами и загадками…

Я давно пришла к убеждению, что наука и искусство тесно смыкаются в познании нашего сложного и далеко не разгаданного мира. Не только смыкаются, но и помогают друг другу.

Разносторонние возможности, которые мне удается открыть в себе, лишний раз свидетельствуют о том, как разнообразен и неисчерпаем потенциал каждого человека. От нас самих зависит, будет ли наша жизнь удивительно интересной или обыденной и скучной…

Вот так от человека творческого, заряженного энергией поиска как бы исходят некие флюиды, заряжающие и стимулирующие творческую активность окружающих.

Обратите внимание на то, как в любой сфере человеческой деятельности растет доля «умной» части труда. И это ставит перед человеком задачу непрерывного образования и всестороннего развития. Для этой цели по самой своей природе словно предназначено искусство. Именно оно обладает таким воздействием на человека, что формирует и развивает его разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор и формирует нравственные принципы.

Человек, развитый искусством, поэтому и отличается от человека эстетически неразвитого, что у него органы чувств более чуткие и «умные». Его глаза в буквальном смысле видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует в развитии не только художественных, но и универсальных способностей человека. И токарь, и хирург, и ботаник, и геолог — все профессии, где нужна тонко развитая, а значит, и быстро реагирующая наблюдательность,— получают от подобного образования несомненную пользу.

Существует множество способов бездумного времяпрепровождения. Давно существуют игры, при помощи которых можно «убить время». Но как обкрадывают себя эти люди… Займитесь графикой, предложенными нами играми с бумагой, краской и водой, и вы увидите, как каждый день станет казаться вам новым, неожиданным, ярким. Такое увлечение — лучший, заразительный пример и для ваших детей и внуков.

В заключение позвольте напомнить вам слова английского миниатюриста и ювелира Николаса Хиллиарда (XVI в.):

— Если бы достойные люди знали, какое наслаждение дает это занятие, как отгоняет оно меланхолию, помогает избежать дурных случайностей, избавляет от горя и печали, излечивает гнев и заполняет время, то они не бросили бы его, не достигнув полного удовлетворения.

Мы предлагаем вам заняться графикой, в том числе и гравюрой. Попробуйте — это несложно. Занятия можно начинать в любом возрасте. А еще лучше, если вы увлечетесь всей семьей. Да, да, и дети тоже. Рекомендуемые нами простейшие графические техники вполне доступны ребенку. А сам процесс занятий захватывающе интересен. И согласитесь, графика — это проще, чем живопись или скульптура, поэтому графику нередко называют искусством для всех.

Занятия графикой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, как, впрочем, и все другие виды изобразительного искусства, воспитывают в человеке способность искать, думать, фантазировать, принимать самостоятельные решения. А эти черты всегда пригодятся человеку, даже если он по роду своей профессиональной деятельности не связан с изобразительным искусством.

А как быть с теми, кому шестьдесят, семьдесят и более лет? Займитесь графикой, и вы не пожалеете, ведь эти занятия — настоящий генератор хорошего настроения. Вы можете своими руками создать эстамп и, поместив его в красивую рамку, украсить квартиру, можете выполнить поздравительную открытку, которую не купишь в магазине. А можно придумать и сделать самому экслибрис — книжный знак для вашей домашней библиотеки. Каждое занятие — это праздник, и хочется, чтобы он повторился. Говорят даже, что тот, кто хоть раз поработал.с красками и водой, тот никогда уже с ними не расстанется.

Начав заниматься, не бросайте начатое на полпути. В каждом деле должна быть система, а в графике система тем более необходима. Она неизмеримо ускорит ваш путь к свободному владению материалом, к радости удачных оттисков, предохранит от многих неудач.

Итак, смело приступайте к экспериментам с бумагой, красками и водой, которые отныне станут для вас источником радости.

— Но,— скажете вы,— гравюра… ведь это так сложно! Нужно специальное оборудование: станок, резец, кислота для травления…

Все зависит от того, какой вид гравюры вы изберете. Об этом мы в свое время поговорим подробнее.

Поначалу же вам понадобятся обычная писчая или чертежная бумага, которая продается в любом магазине «Канцелярия», кисточки, гуашевые краски, тушь (продается там же), цветные карандаши… Впрочем, для каждого вида графики нужны свои материалы, столь же доступные, как и перечисленные выше.

— Но ведь рисунок также вид графики,— вполне резонно заметите вы.— Зачем же краски, кисточки…

Заглянем в Энциклопедический словарь:

«Графика (от греческого grapho — пишу, рисую) — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями».

Если уж быть совсем точными — мы предлагаем вам заняться работой над печатными художественными изображениями и работой над гравюрой в том числе.

— Не проще ли просто нарисовать что-нибудь на бумаге, да и дело с концом?— продолжите вы свою мысль.

Проще, да не всегда лучше. Особенно если речь идет о начинающем художнике. Впрочем, предлагаем вам решить самостоятельно. И проведем небольшой опыт.

Нарисуем на листе бумаги бабочку… Постарайтесь выполнить рисунок аккуратно, поярче раскрасьте крылышки… Нравится? Вы довольны своей работой. Вышло совсем неплохо — четко очерчены контуры, симметрично расположены узоры и цветные пятнышки.

А если нарисовать бабочку гуашью? Смотрите, изображение стало более сочным и одновременно более «живым»!

А если теперь еще влажный рисунок гуашью «отпечатать» на другом листе бумаги? Для этого на рисунок сверху накладываем лист чистой бумаги и плотно прижимаем, даже слегка приглаживаем рукой. Затем осторожно снимаем верхний лист… Видите? Изображение, конечно, стало менее четким, более расплывчатым, стерлись границы между разными красками. В одном месте отпечаталось больше краски — яркое пятно. В другом краски совсем немного и просвечивает белая бумага… Но, как ни странно, это совсем не портит картинку. Наоборот, она стала мягче и нежнее.

Повторите тот же эксперимент, нарисовав и отпечатав подобным образом пейзаж — пруд, окруженный лесом, или цветущий летний луг. И вы убедитесь, насколько интереснее стала ваша картинка — жесткие контуры, нанесенные неопытной еще рукой, смягчены, и кажется, что изображение «ожило», наполнилось светом, воздухом и жизнью.

Вам, очевидно, понравился и сам процесс изготовления оттиска. И уж, конечно, он вызвал интерес у вашего ребенка, ведь дети так любят «печатать».

А теперь вам будет небезынтересно узнать, что к описанному здесь приему прибегают и профессиональные художники. А называется эта графическая техника монотипией (от греческого слова monos — один), так как,отпечаток в этой технике получается всегда только один. И если вы захотите что-либо изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново. Впрочем, можно еще и «прописать» готовый отпечаток — нарисовать сверху цветы или дерево. К этому мы также вернемся.

Техника монотипии не единственная, доступная начинающему. Не менее интересны и также совсем не сложны занятия акватушью и диатипией, граттажем или техникой царапания. Вы сможете овладеть также и новой необычной техникой — «водяной печатью».

Первая заповедь начинающих — никаких жестких схем! Каждый начинает заниматься той техникой, какой ему удобно, и так, как ему проще. Это вовсе не значит, что нужно отказываться от определенных правил и приемов. Просто на первых порах следует дать возможность рукам самим приспособиться к непривычной ситуации. Материал расположен в порядке всевозрастающей сложности техник. Дана подробная методика работы в каждой из них. Но хотелось бы напомнить —никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать неумеющего человека мастером — для этого каждому потребуется длительный, кропотливый, но и увлекательный труд.

Не бросайтесь на все сразу. Освойте что-то одно и только потом переходите к новому. Порадуйтесь маленьким успехам, которые приходят в процессе работы. Познав однажды это приятное чувство — достижения успеха,— мы охотнее переходим к изучению следующих премудростей и также стремимся преуспеть в них.

К своим занятиям графикой вы можете привлечь и ребенка. Но пожалуйста, никогда не принуждайте малыша. Пусть ребенок сам выберет графику, а для этого превратите занятия в веселую игру с бумагой, краской и водой.

Внимательный, терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные занятия,— вот непременное условие успеха. Позвольте ребенку вместе с вами сделать все, что предлагается в наших рекомендациях, и придумайте сами что-нибудь свое, новое.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

Излечивает гнев и заполняет время

1 Kомментарий

  1. Вообще, этот сайт не только излечивает гнев и заполняет время, но и приносит необыкновенное удовольствие. Кайф!

Комментарии закрыты.