Полировка изделий


Как придать дощечке или изделию желаемый цвет, украсить ее рисунком способом выжигания, мы уже знаем.

А как сделать, чтобы она блестела? Для этого понадобится воск, лак, политура и много терпения.

Чтобы лак, воск или политура ложились равномерно, прежде всего тщательно выровняй и зачисть поверхность детали. Даже очень хорошо обработанные рубанком и циклей доски имеют царапины, бугорки, следы карандаша. Их непременно удали. И сделать это можно, только тщательно шлифуя поверхность шкурками (шлифовальной бумагой) с зерном разной крупности, начиная с крупных и кончая самыми мелкими. Для обработки дерева наиболее удобна шкурка со стеклянным зерном. Если такой нет, используй карборундовую или кремниевую шкурку.

Чтобы не сломать мелких деталей изделия, их ошкуровку выполняй на совершенно ровном столе или доске. Шкурку приклей к деревянной колодке размером 120 X 60 X 20 мм с ровной нижней плоскостью и закругленными краями, предварительно подклеив под нее кусочек сукна. После шнуровки обязательно удали все мельчайшие, едва уловимые глазом и даже невидимые ворсинки, примятые и вдавленные в поры дерева. Если оставить этот, казалось бы, незаметный ворс, при отделке воском, лаком или политурой поверхность получится шероховатой. Чтобы выявить «замаскировавшийся» ворс, заставить его подняться, лицевую сторону детали слегка смочи теплой водой с помощью губки или тампона. После просушивания поднявшиеся ворсинки убери самой мелкой шкуркой. Сушить надо несколько часов в сухом теплом месте, очищенном от пыли, чтобы испарилась вся влага не только с поверхности, но и из пор дерева.

Вощение — наиболее простой способ отделки изделия. Он помогает выявить естественный рисунок и придать поверхности мягкий, бархатный лоск. Особенно хороши вощенные изделия из твердых пород: ясеня, ореха, граба, дуба. Мягкие породы дерева — березу, ольху, липу — тоже можно покрывать восковой мастикой, но чтобы прядать им более эффектный вид, предварительно протонируй их коричневым, темно-красным или серым красителем. Восковая мастика есть в продаже в готовом к употреблению виде.

Как и все другие виды отделочных работ, вощение следует выполнять в несколько приемов.

Сначала поверхность, очищенную от ворса, покрой тонким слоем восковой мастики. Просушив, равномерно протри ее поперек волокон чистой, мягкой суконкой. Первый слой должен заполнить все трещины и норы и создать для дальнейшей обработки совершенно гладкое основание. Покрыв изделие воском, помести его на час-другой в теплое место. Второй слой нанеси мягкой неплотной тканью и разотри вдоль волокон вначале со слабым, постепенно усиливающимся нажимом до появления матового блеска. В заключение изделие натри сухой щеткой и нанеси тонкий слой светлого мебельного или шеллачного лака.

Лакировка — прекрасная защита деревянной поверхности от действия влаги и пыли, не говоря уже о том, что прозрачная пленка не только сохраняет свежесть текстуры дерева, но и представляет ее рисунок более глубоким и сочным. Особенно хорош для лакировки дерева с красивой текстурой спиртовый лак. Он дает наиболее тонкую и прозрачную пленку.

Для лакировки спиртовым лаком понадобится тампон — кусочек мягкой материи или ваты, обернутый чистой холщевой тряпочкой. Бумажная ткань для обертывания тампона непригодна — при трении о дерево она оставляет мелкие ворсинки, портящие глянец.

Первые два слоя лака являются грунтом для последующей лакировки. Нанеси их обильно смоченным тампоном так, чтобы лак проник во все поры изделия. Когда лак высохнет, обрабатываемую поверхность зашлифуй порошком пемзы или мелкой шкуркой, удалив таким образом лак со всей поверхности и оставив его лишь в порах и трещинах.

После шлифовки второго грунтовочного слоя очисть изделие от пыли и в третий раз покрой совсем тонким слоем лака. Помести изделие в плотно закрывающийся шкаф или прикрой ящиком, чтобы в период сушки на лакированную поверхность не попадала пыль. Через один- два дня нанеси еще один слой лака, на этот раз немного разбавленного политурой.

Последние два слоя нельзя наносить обильно смоченным тампоном — подтеки делают изделие пятнистым, неопрятным. Вот почему, смочив тампон, проведи им вначале по ненужной гладкой дощечке, чтобы удалить излишки лака. Лакируя, не води тампоном несколько раз по одному и тому же месту. При повторном движении по невысохшему слою тампон сдирает не затвердевшую еще лаковую пленку. Поэтому наноси лак полосками, перекрывающими друг друга не более чем на половину ширины. Последующий слой лака можно наносить лишь после того,...

как полностью высохнет предыдущий.

Движения тампоном должны быть равномерными и быстрыми. При задержке содержащийся в тампоне спирт может растворить нанесенную ранее пленку и оставить пятно, удалить которое очень трудно. Светлую древесину покрывают только светлыми лаками. На просвет они чистые, с желтоватым или желто-красным отливом. Самую лучшую пленку дает шеллачный лак. Мебельные лаки хуже — они со временем сильно темнеют. Масляные лаки отличаются от спиртовых более толстой и прочной пленкой, но они менее прозрачны.

Прежде чем покрывать изделие масляным лаком, загрунтуй его жидким столярным клеем, который приготовь, разведя 200 г столярного клея в одном литре воды. Когда клей высохнет, поверхность зачисть пемзой или мелкой шкуркой. Налей в широкую банку или блюдце лак. Он не должен быть слишком густым. Если загустеет, разведи скипидаром. Возьми широкую кисть из щетины и, обмакивая ее периодически до половины, нанеси лак на поверхность изделия; следи за тем, чтобы он не капал с кисти. Излишки сразу же снимай. Резкие движения кистью приводят к образованию пузырьков на лаковой поверхности. Поэтому води кистью плавно, равномерно, не допуская капель и затеков. Масляный лак, в отличие от спиртового, сохнет долго — от шести часов до целых суток, а разведенный скипидаром лак сохнет еще дольше. Пленку масляного лака, как и спиртового, надо оберегать при сушке от попадания пыли.

Когда первый слой затвердеет, покрой изделие лаком еще раз или два.

Полировка — наилучший, но и наиболее трудоемкий способ отделки. Зеркально гладкая поверхность, сохраняя почти естественный цвет дерева, выявляет мельчайшие узоры древесного волокна, почти незаметные на необработанной поверхности. Не всякое дерево одинаково хорошо принимает полировку. Зависит это от строения и плотности древесины. Крупнослойная древесина сосны и дуба полируется плохо. Твердые породы (мелкослойные) — клен, груша, орех, карельская береза, граб, самшит, красное дерево — замечательно полируются и долго сохраняют полировку.

Часто полируют и мягкие мелкослойные породы — липу, березу и другие, окрасив их предварительно «под красное дерево» или «под орех». Наиболее стойкую и красивую полировку дает шеллачная политура. Светлую фильтрованную применяют для светлого дерева, красную политуру — для темных и красных пород. Кроме того, бывает мутная нефильтрованная и черная пали-туры. Процесс полировки состоит из трех этапов. Первый из них — грунтовка. Производится она не политурой, а лаком. Налей на большой тампон немного шеллачного лака и, не очень нажимая, легко проведи им вдоль и поперек волокон поверхности изделия.

Лак пропитает верхние волокна и заполнит поры. Часа через два, когда грунт высохнет, зашлифуй поверхность мелкой шкуркой. Образовавшуюся пыль очисть щеткой. После этого изделие два раза подряд протри тампоном, слегка смоченным лаком. Чтобы тампон не прилипал, смачивай его периодически несколькими каплями сырого льняного или подсолнечного масла. После непродолжительной сушки снова покрой поверхность, на этот раз уже лаком, разбавленным пополам с политурой. Затем просуши изделие в течение двух суток в месте, защищенном от пыли. Второй этап полирования — располировка.

Протри высохшую поверхность мелкой шкуркой для уничтожения остатков ворса и всех неровностей грунтовки. Располировку выполняй тампоном, смоченным политурой и двумя-тремя каплями растительного масла. Тампон к полируемой поверхности подводится сбоку, движения им должны быть плавные, петлеобразные, скользящие. Ни в коем случае не смачивай тампон обильно: будут оставаться пятна. Правильно насыщенный тампон при легком нажиме должен оставлять после себя моментально исчезающий след.

Располировка проводится три раза с перерывами на сушку по несколько часов. Перед вторым и третьим покрытием политурой протри изделие порошком пемзы. Получить такой порошок просто: распили лобзиком кусок пемзы пополам и потри одну половину о другую непосредственно над изделием. Остатки порошка сними мягкой тряпочкой. После третьего располировочного слоя на изделии должен появиться слабый глянец.

Располированное изделие поставь на просушку дня на два-три. Третий этап — отполировка, т. е. доводка до зеркального блеска. Просушенное изделие протри самой мелкой шкуркой с маслом, затем мягким тампоном, смоченным в политуре и масле, доведи всю поверхность до глянца. Масло употребляй очень осторожно: не более одной- двух капель на квадратный дециметр поверхности. Излишки масла могут привести к расслаиванию плевки политуры. Для большей прочности покрытия отполировку произведи два раза. После этого протри поверхность тряпочкой, смоченной смесью политуры и воды. Изделие готово.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...