Вторая жизнь растений

Вторая жизнь растений


Вторая жизнь растений

В последние годы в Москве и других городах нашей страны все чаще появляются выставки флористов «Природа и творчество», «Вторая жизнь цветов», «Природа и фантазия». Эти выставки привлекают многих посетителей. И это неудивительно. Ведь флористы «рисуют» свои картины не красками, как художники.

Они используют в своих произведениях самый разнообразный природный материал: цветы, листья, тополиный пух, хлопок, кору деревьев, солому, листья от початков кукурузы, семена растений, шишки, грибы, мох и многое другое. Поэтому, наверное, существует много еще никем не использованных природных материалов. Поэтому каждый может внести свой вклад в это искусство, найдя новые краски и оттенки.

Работают с природным материалом разные мастера по-разному, но есть и какие-то общие приемы, которыми пользуются почти все флористы. Например, засушивание листьев или цветов.

Для этой цели обычно выбирают растения с наиболее устойчивой окраской. Учитывают и внешние их особенности: сочность, высоту и плотность побегов, форму цветка и соцветий, характер венчика и листьев. Известно, что не все растения могут долго сохранять естественную окраску. Так, синий василек, лиловая пеларгония, синий, лиловый и особенно желтый дельфиниум, оранжевая немезия, желто-коричневый кореопсис и многие другие цветы сохраняют окраску в течение долгих лет, ирисы и многолетние флоксы — один год, а сиренево-лиловые колокольчики всех видов — всего лишь месяц.

Нужно знать, когда лучше всего собирать цветы для засушивания. Ромашку, например, засушивают в первые три дня цветения, василек в первый- второй день, шиповник и мак — в первое, утро цветения, лен,— когда цветок еще полуоткрыт.

Прежде чем приступать к работе, запасись газетной или оберточной бумагой размером 60 X 40 см (половина газетного листа). В середину каждого листа, сложенного вдвое, помещают сорванные растения. Часть таких листов складывают в тетради так, чтобы в каждой из них было по 8—12 листов (на это расходуется две-три целых газеты). Другая часть листав заполняется тонким слоем ваты, на которую потом будут положены наиболее нежные растения (дымянка, звездчатка крупноцветная, солнечник). Припаси и несколько пар кусков тонкой фанеры размером 40 X 30 см, шнурки или прочные тонкие веревки длиною до 3 м ланцет, бритву, ножницы.

Работать следует в сухом помещении, ибо влажный воздух намного снижает качество засушенных растений. Как же засушить растения?

Первый способ. На гербарную сетку кладут газету с прокладками из ваты, на вату помещают лист с цветами и перекрывают еще одной газетой. Затем так же укладывают второй лист с цветами и снова газету. Все это прикрывают стопкой газет толщиной в 3—4 см, и снова в том же порядке размещают листы с цветами и газеты. Когда соберется 4-6 листов с растениями, их прикрывают другой сеткой. Связанные шнурком и спрессованные сетками, растения вентилируются, прогреваются при температуре 25—40° и быстро высыхают (рис. 15, а).

Источником тепла может быть сушильный шкаф, а можно просто подвесить сетку на чердаке или на сквозняке. Нельзя пересушивать цветы — они становятся хрупкими.

Второй способ. Растения засушиваются под прессом (рис. 15,6). Делается это так. На газеты укладывают тетрадки из газеты или бумаги с сорванными листьями и лепестками, сверху накрывают их четырьмя газетами, затем кладут снова тетрадь с листьями и т. д. Стопку прикрывают фанерой с просверленными отверстиями. Уложенные таким образом растения прижимаются грузом не менее 15 кг (например, 4—6 кирпичей).

Отсыревшие тетради ежедневно в течение 4—6 дней заменяются сухими. Свежие цветы также перекладываются ватой или бумажной салфеткой. А как засушить цветок, полностью расчлененный на лепестки? Каждый лепесток сушится отдельно, а потом из этих лепестков собирается такой же цветок или совершенно другой.

Листья лучше всего собирать и засушивать осенью. В это время года они необыкновенно красивы и ярки и при гербаризации почти не меняют своей окраски. Хранят высохшие листья в папках или картонных коробках.

Для будущих картин нужно засушить листья серебристого тополя, осенней малины, каприфолия, бузины, церариума, чернобыльника, клена, боярышника и других растений с красивыми по форме и окраске листьями.

Расскажем о том, как работают с цветами, листьями, тополиным пухом и корой деревьев.

Цветы и листья.
Зеленые листья, как правило, быстро выгорают, поэтому флористы с ними не работают.

Прекрасный материал для картин — листья початка кукурузы. Их разглаживают горячим утюгом и, слегка подпаливая, получают необыкновенно нежные оттенки. В пейзажах такими листьями обычно «рисуют» небо. Ты можешь сделать декоративное панно, пейзаж и даже портрет.

Листья клеятся на картон обязательно сверху вниз, то есть верхний лист накрывается нижним (в этом случае менее заметны стыки между ними).

Работать можно клеями резиновым, ПВА, БФ и другими, за исключением казеинового и силикатного канцелярского — от них на листьях появляются темные пятна.

Приклеиваются листья на картон по-разному: либо полностью смазывается поверхность листа и на него кладется груз, либо лист лишь слегка закрепляют так, чтобы он лежал свободно. В декоративных панно листья иногда совсем не приклеивают, а просто укладывают на картон и прижимают стеклом.

При создании пейзажей и портретов можно применять метод аппликации, а можно работать над картиной живописным методом, то есть накладывать кусочки листьев на рисунок, как мазки в живописи (рис. 15, в).

Тополиный пух.
Создавая панно из листьев и цветов, следят за тем, чтобы краски и оттенки природного материала наиболее гармонично сочетались друг с другом. Картина из пуха всегда получается черно-белой, поэтому для нее важно найти интересную тему, подобрать пейзаж, в котором хорошо сочетаются контрастные пятна.

Пухом хорошо «рисуются» облака, вода, лунный свет, деревья (рис. 15, г). Им можно изображать людей и животных, но это довольно сложно — за такую работу может браться тот, кто хорошо рисует.

Флористы, умеющие рисовать, обычно наносят ровным слое» пух на бархатную бумагу и тщательно разравнивают его по всей поверхности перочинным ножом или скальпелем, оставляя нетронутыми те места, которые на картине должны быть большими черными плоскостями. Затем кончиком ножа соскабливают пух и с тех малых участков, которые на рисунке тоже должны быт черными.

Работая с пухом, можно достичь многоплановости, глубины изображения. Как? Самый толстый слой наносится на детали переднего плана, изображение будет получаться плотнее, белее. Однако не перегружай картины. Она лучше смотрится, когда в ней больше воздуха, то есть больше мест, покрытых тонким слоем.

Для тех, кто ещё не умеет рисовать или только учится, советуем переносить рисунок на бархатную бумагу через цветную копировальную бумагу или пользоваться калькой. Рисунок, перенесенный на кальку, прокалывается иголкой по контуру. Затем его кладут на бархатную бумагу и припудривают. Пудра проходит через дырочки па бумагу и оставляет контур рисунка. Теперь можно наносить пух. Закреплять клеем по нужно, ворсинки бархатной бумаги и пуха и так хорошо сцепляются.

Пух хорошо дополняет картины, выполненные из других природных материалов, например из соломки.

Собирать пух надо весной из еще не созревших кистей. Можно брать и упавшие на землю кисти с распустившимися цветками, но в них содержится много семян. Правда, они легко удаляются с картины ножом.

Хранят пух в банке или коробке.

Кора деревьев. В лесу встречаются засохшие деревья, вокруг которых лежат груды коры. Здесь поработал короед. Из таких кусков коры получатся интересные картины (рис. 15, д). Только собранную кору обязательно прокипяти, чтобы уничтожить личинки короеда.

Лучше всего кору клеить на фанеру. По фактуре они близки друг к другу. Кора может изображать горы, скалы, деревья и многое другое.

Бересту березы тоже можно использовать в пейзажах и панно.

Но помни, что с живых деревьев нельзя сдирать ни кору, ни бересту. Кору можно брать только у погибших или спиленных на лесоповалах деревьев. Как оформить картину, показано на рис. 15, е.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...


1 Comment

  1. Засушивание листьев, особенно осенних, очень увлекательно. Потом зимой вас обрадует неожиданно обнаруженное сокровище

Comments are closed.