Лесные дары
Вглядись внимательно в причудливый сук или корень дерева. Не старый ли это знакомый из полюбившейся в детстве, сказки? Вот великолепный Змей-Горыныч о трех головах, а это Баба Яга на помеле мчится, сама не зная куда. А уж это точно легкая лань в грациозном прыжке…
Отыскать корень или ветку, которые бы совершенно точно копировали человека или животное, не удастся. Лесная скульптура только намекает на самое основное, характерное. Эта недосказанность придает ей некоторую
Рис. 19.
Есть несколько подходов при работе над лесной скульптурой. В одном случае достаточно только найти веточку и, отгадав заключенный в ней образ, водрузить на подставку. В другом — скульптурные композиции собираешь по составленному заранее эскизу, отпиливая и подгоняя друг к другу отдельные детали разных корней или сучьев. Материал, собранный в лесу, всегда подскажет, как поступить в том или ином случае.
Если завала веток не найдешь, займись сам вырубкой, но только именно вырубкой. Не смей губить свежие живые ветки! Человек, поднявший руку на природу, не имеет права творить красоту. К тому же засохшая древесина в срезе более декоративна, чем древесина только что спиленного дерева. В старой сухой ветке протекают химические и биологические процессы, от чего древесина окрашивается в различные цвета. Древесина дуба, ивы и некоторых других деревьев, пропитываясь дубильными веществами, поступающими вместе с влагой из коры, приобретает коричневый оттенок.
Слабо выраженную текстуру (слоистость) березы преображает белая мраморная гниль (рис. 20, а), в какой-то степени имитируя на ней мраморный рисунок. Торцевой срез сухих веток сосны приобретает малиново-красную окраску с синевато-сиреневым оттенком. Древесину ели поражает ситовая пестрая гниль (рис. 20,б), распространяясь от сердцевины к коре в виде причудливого пятна. Неблагоприятные условия роста отдельных деревьев или их ветвей вызывают смещение сердцевины к краю — крень (рис. 20, в). Механические повреждения у дерева зарастают, но на этом месте образуется прорость, имеющая свой неповторимый рисунок (рис. 20, г). В сильный мороз на дереве появляются продольные трещины, со временем и они зарастают, оставляя в древесине следы (рис. 20, д).
Много интересного материала можно собрать в лесных речках. Это так называемые топляки — корни и сучья затонувших деревьев. Полежавшая некоторое время в воде древесина ольхи и березы приобретает серебристо-серый цвет. Темно-коричневыми, почти черными становятся ветки дуба. На торфяниках, там, где неподалеку растет сосна, можно найти ее корни медно-красного цвета. Собранные корни промой тут же в реке.
Выпиливая сухие ветки, не спеши срезу отсечь все на первый взгляд лишнее. Режь с запасом, стараясь представить себе, каким будет будущее изделие.
Дома отобранные сучья и корни очисть от коры. Делай это острым ножом, осторожно, чтобы не повредить верхний слой древесины. Мелкие сучки можно срезать совсем, оставляя небольшие наросты-бугорки вокруг них. Под слоем лака эти темные кружочки оживят изделие. Более крупные сучки оставь. Какой они должны быть длины, реши сам. Концы закругли либо с помощью ножовки сделай прямые или косые срезы. В готовом изделии особенно красиво выглядят косые срезы.
Тело сучьев и корней состоит из чередующихся темных и светлых слоев древесины. При обработке старайся оставить на поверхности более темный слой. Удачно, если в теле заготовки есть засохшие или сильно пропитанные смолой сучки. Они отличаются по цвету, и это выглядит эффектно.
У молодых сосен встречаются довольно крепкие сучья с шишками. Не торопись их удалять: они могут стать своеобразным украшением. Впрочем, шишку можно закрепить клеем в любом нужном месте, предварительно вырезав для нее небольшое углубление.
После первичной обработки положи сук в теплое и сухое место на несколько месяцев. Да, да, мы не оговорились, на несколько месяцев — пусть хорошенько просохнет.
Только тщательно просушенную заготовку имеет смысл обрабатывать дальше: она уже не потрескается, не покоробится. Достань рашпили, напильники, шкурки с их помощью придай суку окончательную форму, отшлифуй его поверхность. Срезы сука шлифуй шкуркой, приклеенной резиновым клеем к плоскости стола.
Не обязательно придавать суку вид живого существа. Творения неумелого скульптора оставляют зрителя равнодушным или даже вызывают протест. Зато умело преподнесенные произведения природы, чуть-чуть облагороженные твоей рукой, действительно будут радовать глаз.
Из сучьев получаются самые различные предметы: люстры, бра, подсвечники, настольные лампы, крючки для полотенец, вешалки для шляп, подставки для цветов и многое другое (рис. 21).
Рис 21.
Настенные кронштейны для цветов, светильники, крючки, вешалки и подсвечники можно вешать непосредственно на стену или закреплять сначала на доску или пластину (кусок ветки, ствола дерева, распиленный вдоль пополам). Советовать здесь трудно, так как все зависит от формы предмета, его размеров, назначения.
Часто бывает необходимо удалить имеющиеся в заготовке трещины, небольшие дупла, выбоины. Для этого изготовь шпаклевку из мелких опилок, замешанных на клею. Шпаклевку можно подцветить, добавив в нее акварельных красок.
Мягкую древесину следует укрепить. Растопи парафин, добавь в него немного скипидара и получившейся мастикой обильно смажь древесину. После того как мастика подсохнет, разотри ее щеткой или суконкой до блеска. Древесина твердых пород заблестит приятным мягким блеском старого серебра, если, тщательно очистив, натереть ее, постепенно усиливая нажим, куриной косточкой.
Может случится, что естественный цвет обработанного сука тебе не понравится — уж очень светел. Не беда — его можно сделать темнее, пропитать красящим составом, называемым морилкой или протравой.
Деревянные поделки
Обладая богатым воображением, для вас и коряга будет принцессой. Природа щедро дарит нам материал для поделок