Прежде чем приступить к изготовлению картинок, надо подготовить необходимый материал.
Для картин-панно пригодна ячменная, овсяная, пшеничная, ржаная солома. Главное, чтобы она была не мятая, а аккуратно срезанная. Самая нежная, эластичная соломка — овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском. Ячменная и пшеничная — погрубее, ржаная часто выглядит менее блестящей.
Очень важно, чтобы соломка не была почерневшей. При обработке (кипячении) ее чернота проявляется еще сильнее.
Соломина
Для изготовления разных деталей картины используется разная соломка. Но какая бы соломка ни была, ее надо обязательно прогладить утюгом, чтобы она стала плоской и ровной. Соломка будет шире, если ее предварительно разорвать вдоль.
Нижняя часть соломины толстая и грубая. Во время проглаживания она очень часто надкалывается вдоль на несколько полосок. Эти продольные полоски могут иногда вовсе оторваться Друг от друга. Такая соломина с лицевой стороны выглядит рубчатой. Она незаменима для изображения бревенчатых стен, настилов деревянного моста, плотов на воде, тесовых крыш и т. п.
Ребристость соломки придает этим деталям большую выразительность.
Если при проглаживании и распрямлении соломина распадайся на несколько узких продольных полос, не огорчайся. Их можно использовать для изображения перил мостов, лестниц, изгородей, заборов, коньков домов, границы воды и горизонта, изображения волн и ряби на воде. Отрезать ровную полоску не всегда удается, а грубая нижняя часть соломки, растрескиваясь, сама дает безупречно ровные, очень тонкие полоски.
Достоинство нижних междоузлий — большая ширина соломины по сравнению с верхней частью. Из соломки нижних междоузлий получаются самые широкие полоски, а это очень ценно при застилании соломкой больших поверхностей картины. Хорошо выглядит деталь, если она застелена широкой соломиной. Деталь получается однотонной, цельной. Когда же широкие детали застилаешь узкими однотонными соломинами, то бывает очень трудно подобрать их так, чтобы не было видно линий стыка.
Соломка средних междоузлий более эластична, она редко растрескивается. Ее хорошо использовать для больших деталей, которые надо застелить однородным материалом.
Соломка верхних междоузлий тоже имеет свои достоинства: она очень нежна, не раскалывается, не ломается, поэтому ее следует применять в тех местах, где нужно вырезать точные ломаные и овальные линии, например, профиль лица, пальцы рук или мелкие детали пейзажа.
Верхние междоузлия самые длинные. Длинными однородными соломинками также очень удобно застилать большие участки картины.
Как же приготовить соломку?
Желательно, чтобы солома была собрана с поля сразу же после созревания, когда стебельки еще не помялись и не вымокли под дождем. Полежавшая в стогах она становится ломкой, покрывается грязно-серыми и зелеными пятнами. Не стоит собирать ее после обмолота. После молотилки она становится мятой и не годится для картин.
Солому очисть от листьев, вырежь узлы так, чтобы соломинки распались на междоузлия.
Сложи соломку в посуду, залей водой, лучше кипятком, и кипяти минут двадцать. За это время она отмякнет и не будет ломкой. Проваренную соломку нужно прогладить. Возьми толстую иглу, тонкое шило или пинцет и разорви соломину вдоль.
Конец расправленной соломины придави носиком утюга и сразу начинай вести утюгом по соломине. Если задержать утюг, соломинка может прилипнуть к нему, и оторвать ее будет очень трудно. Если же ее удастся оторвать, то это будет уже сморщенная, мятая соломина, которую останется только выбросить.
Гладить соломку надо сначала с внутренней стороны до тех, пока она не станет почти сухой, а затем уж досушить, проглаживая с лица. Для ускорения работы лучше делать это вдвоем. Один разрывает соломины и подкладывает их под утюг, а другой проглаживает. Вдвоем можно проглаживать одновременно до восьми соломинок, постепенно подкладывая их под утюг.
Разглаженные соломинки сложи на специально приспособленные картонные пластинки.
Возьми прямоугольный кусок твердого картона. Вдоль него натяни по середине узкую резинку и приклей с одной стороны (вдоль нее) целлофан. Это для хранения коротких соломинок. Для хранения же длинных соломинок резинку (или лучше даже две-три) надо протянуть поперек картона (рис. 13,б).
Для удобства желательно иметь по картонке на каждый тон соломки.
Соломинки бывают беловатые, желтоватые, а в посевах пшеницы можно найти соломинки и фиолетового тона. В посевах ржи редко, но можно встретить соломины голубого, серовато-голубого, а также сиреневатого тонов. Соломинки таких редко встречающихся тонов кипятить нельзя — они выцветают. Их надо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть, чуть подержать, чтобы отмякли, и тут же разорвать и прогладить.
Иногда для картин нужны совершенно белые соломинки. Как получить их? Залей самые светлые соломинки кипятком, поставь на огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту воду слей и залей новую порцию кипятка, эта вода снова пожелтеет. И так сделай раз семь- восемь, быстро заменяя желтую воду чистым кипятком. Если же после этого соломинки все-таки будут недостаточно белыми, то в последнюю воду добавь уксус — на литр кипятка примерно чайную ложку.
Чтобы получить соломинки ярко-желтого, лимонного тонов, во время кипячения надо добавить в воду щепотку питьевой соды.
Соломку темного тона
получаем, проглаживая ее перегретым утюгом. Делать это надо на асбестовой пластинке.
Проведи по соломинке утюгом и посмотри — если светла, еще раз проведи. Можно соломинку подержать под утюгом, пока почернеет настолько, насколько нужно. Доведенные до черноты соломины ‘сохраняют блеск, но очень хрупки. Это надо учитывать при вырезываний деталей из них.
При проглаживании утюгом соломинок подгорают выступающие части, самые «горбинки» ребристой поверхности, а вдавленные части остаются светлыми. От этого соломка становится полосатой. Но и полосатые соломинки могут пригодиться, поэтому не выбрасывай их.
Для некоторых картин бывает нужна и зеленая соломка. Эта соломка мягкая, меньше блестит, чем вызревшая, после обычной обработки она приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Однако со временем зеленая соломка (уже в картине) выцветает, линяет. Как же закрепить ее цвет? Можно сделать так. Как только срежешь соломку, сразу же очисти ее от листьев, вырежь узлы и помести междоузлия в морозильник холодильника на полчаса, час. После этого вынь солому, и, когда она оттает, станет сырой и мягкой, прогладь.
У тебя приготовлена соломка. Теперь надо приготовить материал, на который будешь ее клеить, чтобы создать картину-панно. Лучше всего наклеивать соломку на картон, бархатную бумагу или оргалит. Оргалит — это вид прессованного картона. Из него делают ящики для перевозки мебели. У оргалита одна сторона гладкая, а другая шероховатая. Именно ее и следует использовать как фон картины. Эту негладкую сторону необходимо покрыть тушью, желательно раза два или три. Тогда фон получится ровный по окраске и густо-черный. На таком фоне соломка смотрится очень эффектно.
Если тушь долго стояла, необходимо ее взболтать во флаконе, так как нанесенный на оргалит отстой дает блестящие, отливающие серым мазки, которые портят фон, создавая впечатление грязи.
Приклеивать соломинки можно канцелярским (казеиновым или декстриновым) клеем.
Надо иметь под рукой также тонкое шило на деревянной ручке или иглу для выжигания по дереву. Их иногда придется раскаливать на огне, чтобы выжигать на соломке тени. Для этой цели можно применить специальный прибор для выжигания, но им нельзя нанести очень тонкие линии и мелкие точки.
Картины из соломки могут быть разные по тематике. Особенно хорошо получаются из этого материала корабли, лодки, дома и архитектурные ансамбли, замки, пейзажи, цветы, птицы. Сложнее выполнить фигуры животных, людей. Поэтому на первых порах предпочтительнее рисунки с крупными и четко очерченными деталями, как на аппликациях. Не следует брать рисунков с переходными тенями, мелкими деталями, так как в ряде случаев они очень сильно искажаются.
Техника выполнения картин из соломки не сложна. Вначале соломинки надо приклеивать на тонкую бумагу — получить детали, а затем уже эти детали — на платную бумагу, оргалит, в общем на то, что выбрано под фон картины.
Бумагу лучше всегда брать такую, на которой сильно растекаются чернила, например, промокательную. Она быстро набухает от клея. Соломка хорошо прилипает к ней, и готовая деталь хорошо приклеивается к материалу, который выбран под фон картины.
Размеры рисунка обязательно должны соответствовать размерам картона, выбранного для картины-панно.
Сначала нужно перевести на бумагу детали рисунка. Каждую Деталь необходимо переводить отдельно, особенно, если они выполняются из соломки разных тонов или если направление соломинок у них различное. Размещай детали на бумаге просторно, чтобы не сливались одна с другой. Да и наклеивать, и вырезывать их тогда будет удобнее.
Как же переводить детали рисунка? Положи лист копировальной бумаги на стол черной стороной кверху. На него нужно положить лист белой бумаги, а потом еще лист копировальной бумаги, но черной стороной вниз, то есть черной стороной к белой бумаге. Скрепи все эти три листа.
Если на эти три листа положить рисунок и переводить его, то он выйдет на обеих сторонах белого листа. Не забудь пронумеровать каждую деталь и номер также перевести на бумагу. С одной стороны листа переведенный номер будет выглядеть правильно. Будем называть эту сторону «лицевой». На другую сторону номер будет переведен в зеркальном изображении. Ее будем называть «изнаночной». Нумерация деталей помогает при компоновке деталей.
Границы каждой детали следует хорошо очертить на обеих сторонах листа. Это необходимо, так как с лицевой стороны на бумагу будете клеить соломку, придерживаясь линий, которые очерчивают каждую деталь, а по линиям на изнаночной стороне можно будет точно вырезать ножницами эти детали.
Прежде чем наклеить соломку на бумагу, определи для себя, в каком направлении будешь располагать соломку па различных участках крупных элементов картины.
Например, на рис. 13, в изображен дом. Как наклеить соломку? Какое дать ей направление? Вспомни, как расположены бревна, черепица на деревянных домах. Укажи стрелками на изображаемом доме направление бревен, черепицы. И затем каждую деталь вместе со стрелками переведи на отдельный листок бумаги. Вначале переведи крышу и поставь 1 (на рисунке также поставь число 1). Итак, этот номер будет стоять на рисунке и на листе бумаги, на который переведена деталь с «лицевой» и «изнаночной» сторон. Очень важно, чтобы числа были четкие. Если деталей в картине много, то по номерам будет легко ориентироваться при компоновке всех элементов картины.
Затем переведи стену, что под крышей. Эта стена должна быть более темной. Пронумеруй и ее — 2. Потом переведи светлую часть стены и обозначь ее числом 3.
Ты переснял детали. Весь рисунок оказался расчлененным. Каждая деталь имеет свою окраску. В зависимости от окраски детали подбирается соответствующий тон соломки (на крышу — белая, на стену — желтая и темная).
Подобранную по тону соломку уже можно наклеивать на детали рисунка.
При наклеивании важно точно подгонять края соломинок друг к другу, соблюдая направление. На рис. 13, в показано направление соломинок на всех элементах картины. Если направление выбрано правильно, картина приобретает большую выразительность.
На рис. 13, г показано, как выбирать направление соломки при изображении животных.
По выбранным направлениям надо приклеить соломинки и хорошо прижать.
Обычно соломинка кладется лицевой, блестящей стороной кверху. Но иногда встречаются отдельные соломины, у которых изнанка красивее лицевой стороны. Она или темно-фиолетовая, или серо-зеленая с перламутром или ржаво-красного тона с глубоким перламутровым блеском. Такая соломка очень эффектно выглядит на крылышках, гребешках птиц или в хвостовом их оперении. У этой соломки перед наклеиванием непременно нужно соскоблить с лицевой стороны блестящий слой. Если же этого не сделать, то она, если не сразу, так впоследствии, отклеится и отпадет. Клей лучше всего наносить не кисточкой, а палочкой или тонкой щепочкой. Ими же удобно снимать с соломинки избыток клея. Если клея на соломинке будет слишком много, то при наклеивании на бумагу он выступит за края и расплывется но ее поверхности. От этого соломка потеряет блеск, а вся деталь приобретет неряшливый вид. Правда, растекшийся клей можно быстро снять влажной марлей, но лучше все-таки стараться наносить его тонким слоем.
Заклеенные соломкой детали нельзя вырезать сразу, их прежде надо подсушить. Мокрая соломка и мокрая от клея бумага при вырезывании прилипают к ножницам, поэтому заклеенные соломкой детали надо уложить под толстую книгу или под стекло (лучше под оргстекло—оно не бьется). Под стеклом видно, какие детали подсохли.
Если заклеиваемая поверхность очень сложная, большая или длинная, то такая деталь начинает прямо под руками сильно окручиваться. При распрямлении она обязательно в каких-то местах помнется или даже потрескается. Поэтому скручивающуюся деталь следует спрыснуть водой.
Если все детали переведены правильно и вырезаны точно по линиям, сложить из них рисунок будет уже несложно. Сверяя детали по основному рисунку, помни, что все номера, обозначающие детали, написаны с изнаночной стороны в зеркальном изображении.
Мелкие детали какого-либо элемента рисунка, прежде чем наклеивать на выбранный под фон материал, надо наклеить еще раз на белую бумагу — как бы собрать воедино. Если же их клеить сразу на фон, картина может получиться неаккуратной.
Расположи все детали на фоне, тщательно проверь правильность их расположения, а потом уже начинай приклеивать.
Если материал, который ты выбрал для фона картины, позволяет, то переведи рисунок на него — это облегчит компоновку.
Приклеив все детали, положи на картину груз и так держи до высыхания клея.
Все тени и линии наносятся до приклейки деталей. Готовую картину желательно заключить под стекло или покрыть прозрачным лаком.
Картинки из соломки