Глина — один из самых распространенных природных материалов. Высокая пластичность материала позволяла изготавливать из него множество необходимых в быту предметов — посуду, украшения, всевозможные фигурки.
Изделия из обожженной глины называют керамикой. Современное керамическое производство оснащено сложным оборудованием, применяет современную технологию и новые материалы. Однако создавать керамические изделия можно и в школьном кружке, используя для этого вполне доступные материалы и оборудование, применяя сравнительно несложную
Основа любого керамического изделия — глина. По цвету она делится на два основных вида: красножгущуюся, которая после обжига становится красной, и беложгущуюся, которая становится белой. Чтобы определить, с какой глиной ты имеешь дело, обожги небольшой кусок ее. Даже некоторые черные глины после обжига становятся белыми.
Заготовленную глину промой и удали из нее различные примеси.
Чтобы придать глине некоторые особые свойства, в нее вводят различные примеси. Керамика станет более легкой и прочной, если добавить немного опилок. Народные мастера Таджикистана вместо опилок добавляют в глину пух камыша-рогоза или тополя. Добавление в глину окиси железа или шамота значительно ускоряет обжиг. Приготовляют шамот из толченых черепков или красного кирпича. Толченый кирпич просеивают, удаляют керамическую пыль, добиваясь кромки, не превышающей размера просяного зерна. Шамота в глине должно быть не более одной пятой части общей массы.
Для лепки нужно заготовить специальные инструменты — стеки (рис. 46). Стеки вырезают из твердой древесины самшита, груши, яблони, бука или березы. Для влагоустойчивости стеки протирают льняным или любым другим растительным маслом.
Поначалу лучше всего сделать три стека. Рабочую часть одного из таких стеков делают из стальной проволоки, укрепив ее, как показано на рис. 46. Этим стеком удобно срезать лишнюю глину. Но основными инструментами при лепке всегда оставались пальцы. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Поэтому не следует увлекаться работой стеками. Помни, что их основное назначение — проработка мелких деталей и удаление лишней глины.
Сосуды обычно формуют на гончарном круге, но можно обойтись без него, прибегнув к старому способу лепки сосудов вручную. Вначале вылепи дно в виде круглой пластины. Затем раскатай небольшие куски глины в жгутики. Жгутиками наращивай виток за витком, укладывая их шире или уже в зависимости от требуемой конфигурации сосуда.
Теперь изделие нужно декорировать. Существует множество способов отделки керамики. Один из древних способов — лощение — привлекает своей простотой. Поверхность подсохшего изделия натирают стеклянным пузырьком или любым другим гладким предметом, уплотняя верхний слой глины до появления блеска. После обжига блеск становится еще сильнее. Лощеную посуду можно смело применять в хозяйстве, так как она достаточно влагоустойчива.
На Руси лощеную посуду с декоративной целью дополнительно подвергали чернению. Для этого в конце обжига в печь бросали какое-нибудь дымящееся топливо — например, вар. Впитывая дым, сосуды становились черными, но сохраняли блеск. Есть еще один способ чернения посуды. Раскаленную керамику помещают в опилки или в рубленую солому. Остывая, она приобретает черный цвет.
Широко применяется также способ декорирования жидкими глинами — ангобами. Если украшаемое изделие изготовлено из красножгущейся глины, то ангобы приготавливают из беложгущейся глины. Ее разводят до густоты сметаны и наносят на изделие кистью или резиновой грушей. Добавляя в глину окислы металлов, можно получить разноцветные ангобы.
Сернокислый кобальт дает синий цвет, перекись марганца — коричневый, окись хрома — зеленый, окись никеля — желтый, окись железа — красный, смесь окисей хрома, марганца и кобальта — черный. Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют терракотой. Покрытую глазурью керамику называют майоликой.
Керамика
Если добавлять шамот в глину, она немного теряет пластичность. Вообще глина с добавками больше подходит для производства. Для домашнего использования лучше использовать без примесей. Для лепки с детьми больше подойдет белая или голубая глина, она жирная и не так сушит кожу, к тому- же очень пластичная.